Форум » Театр «Ленком» » Юнона и Авось » Ответить

Юнона и Авось

marisha: Юнона и Авось

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

marisha: Год выпуска: 1983 Жанр: фильм-спектакль, рок-опера Продолжительность: 01:23:16 Режиссер: Марк Захаров Либретто: Андрей Вознесенский Композитор: Алексей Рыбников Сюжет:В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ла Кончи де Консепсьон. По версии авторов, в 1806 году сорокадвухлетний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях "Юнона" и "Авось" с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную юную шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью срочного отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончитта ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы "Авось", которая позднее была переработана автором в либретто оперы.

marisha: История создания Еще в конце 70-х Алексей Рыбников, обратившись к поэзии Андрея Вознесенского, создал рок-оперу «Юнона и Авось». Так же, как главных героев этого произведения – русского путешественника графа Резанова и дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту – оперу Рыбникова ждало немало удивительных приключений, причем, с международным размахом… Мало кто помнит, что впервые опера была представлена не на сцене Ленкома, а в православном храме. В феврале 1981 года в церкви Покрова в Филях в присутствии не только меломанов, но и специально приглашенных западных корреспондентов, а также представителей милиции и КГБ (не нуждавшихся в приглашении!). Справа и слева от цоколя алтаря для создания стереоэффекта были установлены динамики, в центре за столиком с магнитофоном восседал сам Алексей Рыбников, который произнес несколько вступительных фраз, а затем около ста человек в течение почти двух часов слушали запись рок-оперы. Происходило все в неотапливаемом помещении, слушатели не снимали зимних пальто. Но цель была достигнута: в западной прессе появились статьи, после которых власти решились разобраться, что же это за напасть такая – «Юнона и Авось». Для начала фирма «Мелодия» получила указание приостановить выпуск пластинки с оперой Рыбникова. Помощь подоспела с самой неожиданной стороны. Андрей Вознесенский водил дружбу со всемирно известным дизайнером и кутюрье Пьером Карденом, который устраивал творческие вечера русского поэта в своем театре на Елисейских полях. Получив от друга кассету с записью «Юноны», месье Карден пришел в восторг и, приехав в Москву, решил посетить спектакль. Ему показали черновой вариант, но этого хватило, чтобы французский гость пригласил ленкомовцев в Париж. Его не смутило даже то, что труппа Марка Захарова на тот момент считалась невыездной. Авторитет Пьера Кардена в СССР был настолько велик, что он был вхож не только в Министерство культуры, но и к самому Юрию Андропову, где не уставал повторять, что советское искусство может гордиться не только балетом и цирком, но и современной оперой. Усилиями парижской знаменитости добро на гастроли театра во Францию было получено. А тем самым – и негласное разрешение на премьеру спектакля на главной сцене Ленкома.

marisha: Впрочем, Андрей Вознесенский считает, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил: «Все наши усилия пробить премьеру разбивались о запреты КГБ. Но однажды Марк сказал: «Знаешь, Андрей, есть один человек, который нам поможет». Мы поехали в Елоховскую церковь, где Марк сказал: «Давай поставим свечки Казанской Божьей Матери!» Поставили три свечки. И я купил три образка. Один привез Караченцову (исполнителю роли графа Резанова. – Прим. Авт.), другой, может, Шаниной (Елене Шаниной, исполнительнице роли Кончиты. – Прим. Авт.), может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И тут нам все разрешили! Может, Марк Анатольевич позвонил кому-то ночью и договорился… Но факт тот, что разрешили. Это как в «Юноне и Авось», после вмешательства Божьей Матери, вдруг дают добро поездке… Так что это магическая история. И мистика продолжается». На премьере в Париже, 1983 год


marisha: Интересно, что первой советской рок-оперой была «Орфей и Эвридика» ленинградского ВИА «Поющие гитары», но все равно первой советской рок-оперой во всем мире называли и будут называть «Юнону и Авось»… Действительно, рок-опере Рыбникова было суждено пережить мировую славу. Кстати, в начале 80-х была записана пластинка (причем, не с актерами «Ленкома», а с приглашенными певцами), которая разошлась тиражом более двух миллионов (!) экземпляров, за что фирма "Мелодия" наградила Рыбникова «Золотым диском». Месье Карден сдержал свое слово и представил «русское чудо» на сценах Парижа, Нью-Йорка, Гамбурга, Мюнхена, Амстердама и других городов мира. В Париже Пьер Карден в течение двух месяцев (!) показывал русскую рок-оперу в своем театре на Елисейских полях, приглашал туда знаменитостей. Так, Ротшильды явились всем кланом. Свое почтение выразила певица Мирей Матье. Заглянули на диковинную оперу арабские шейхи. Все два месяца были аншлаги, несмотря на довольно дорогие билеты – место в партере стоило четыреста франков. Впоследствии был снят еще и английский документальный фильм о московском спектакле. Опера также была поставлена в Венгрии, Германии, Южной Корее, Чехии, Мексике. Конечно, создатели «Юноны» мечтали о Бродвее. И вот знаменитый бродвейский продюсер Джозеф Папп («Волосы», «Корус Лайн!») предложил cделать "Юнону" с американскими актерами. Подготовили перевод на английский, Рыбников много раз летал в Нью-Йорк, где уже начались репетиции с актерами. Однако Джозеф, словно герой оперы граф Резанов, внезапно заболел и умер, а проект забуксовал.

marisha: Время от времени Ленком выезжал на гастроли и по России, где творилось что-то невероятное. Александр Абдулов, помнится, рассказывал, как проходили в начале 80-х гастроли в Ленинграде: «Когда мы впервые привезли в Питер «Юнону и Авось», несколько сотен молодых людей выломали двери Дворца имени Горького, потом минут тридцать-сорок с собаками их ловили по всему ДК. Однажды я просто обалдел: до начала спектакля оставалось минут сорок, я поднял голову наверх, а там, на колосниках, лежит человек двадцать народу, ждут встречи с искусством. Так конкретно, в балках лежат. А могли ведь запросто грохнуться на сцену!» Спектакль «Юнона и Авось» стал визитной карточкой театра, причем сегодня это не обветшавший, а вполне современный проект, куда постоянно вводятся молодые талантливые актеры. Поэтому интерес публики не ослабевает. Андрей Вознесенский по просьбе Марка Захарова даже изменил финальную строчку спектакля, которая теперь звучит так: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век». В 2005-м возникла опасность, что легендарный спектакль будет свернут или приостановлен, после того как попал в тяжелую автокатастрофу легендарный исполнитель роли графа Резанова 60-летний народный артист России Николай Петрович Караченцов. Однако театр нашел двух достойных Резановых в лице Дмитрия Певцова, который находится в потрясающей форме, а также народного артиста России Виктора Ракова, и шоу продолжается.

marisha: В начале 80-х был снят пиратский фильм-спектакль по «Юноне», с Караченцовым, Шаниной, Абдуловым, который гулял по стране в видеоверсии. В 2004-м был записан новый СD (диск выпустили Sony Music и Columbia) c ленкомовскими актерами и группой «Аракс», а также снят новый фильм по спектаклю для DVD с dolby-звуком. Алексей Рыбников не раз говорил о существовании проекта полнометражного музыкального фильма, но среди кинорежиссеров композитор пока не видит достойных кандидатур, поскольку музыкальные фильмы в России давно уже профессионально не снимались. А плохо, или даже на среднем уровне, снять картину по «Юноне» нельзя! Магнетизм и потрясающая энергетика спектакля сделали его поистине вечным... проходят десятилетия , меняются актеры, но этот спектакль плывет как "Юнона" по волнам времени... Потрясающая актерская игра, проникновенная музыка и сильные тексты делают эту рок-оперу настоящим театральным чудом. Статья подготовлена по материалам сайтов:http://www.kp.ru,http://gorod.tomsk.ru,http://rutracker.org,http://images.yandex.,http://www.ticketmix.ru

marisha:

marisha: Вот такой была Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо. Кончитта… Один из участников экспедиции Резанова корабельный врач Георг Лангсдорф записал в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». Любопытные факты, я сделала просо выборку, не пытаясь найти истину в самой статье, а просто поведать то, что мне самой показалось интересным: ...Сразу после обручения Рязанов покидал Кончитту с тем, чтобы вернуться в Петербург и просить ходатайства императора перед папой римским о согласии на брак. Николай Петрович рассчитал, что на это вполне хватит два года. Кончита заверила его, что будет ждать… 11 июня 1806 года отяжелевшие «Юнона» и «Авось» отвалили от калифорнийской земли, увозя спасительные для русской колонии на Аляске 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя, 560 пудов бобовых. Через месяц были уже в Ново-Архангельске. Здесь Николай Петрович успел сделать одно крайне интересное распоряжение: послал отряды своих людей в Калифорнию отыскивать подходящее место для организации Южных поселений в Америке. Такое поселение в калифорнийской бухте: крепость, несколько домов и 95 жителей — даже было организовано. Но место было выбрано неудачно: бухту то и дело заливало наводнениями, и через 13 лет русские оттуда ушли. Возможно, если б Резанов к ним вернулся, он нашел бы выход и закрепил за Россией калифорнийские земли; во всяком случае, американский адмирал Ван Дерс утверждал: «Проживи Резанов на десять лет дольше, и то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, было бы русской территорией»... «Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ» Наспех закончив дела на Аляске, Резанов сломя голову помчался в Петербург. Ему не терпелось поскорее реализовать свои «американские» честолюбивые планы… А может, все-таки не терпелось вернуться к Кончите (был ли Резанов вполне искренен в своих письмах родственникам и начальству — кто знает?). Как бы то ни было, он торопился. В сентябре он уже был в Охотске. Надвигалась осенняя распутица, и ехать дальше было никак нельзя, но Николай Петрович ничего не желал слушать. Отправился верхом. По дороге, перебираясь через реки, он несколько раз падал в воду — лед был слишком тонок и проламывался. Несколько ночей пришлось провести прямо на снегу. Словом, Николай Петрович страшно простудился и пролежал в горячке и беспамятстве 12 дней. А едва очнувшись, снова пустился в путь, совершенно не щадя себя… В один морозный день Резанов потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой оземь. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года Николай Петрович умер. Ему было 42 года… Через 60 лет Россия за бесценок продала Америке Аляску вместе со всеми владениями Российско-американской компании. Планам Резанова не дано было осуществиться. Но славу в веках он все-таки снискал — благодаря Кончитте. Не так давно, в 2000 году, в Красноярске на могиле Резанова поставили памятник — белый крест, на одной стороне которого написано: «Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791—1857. Я тебя никогда не увижу». На открытие приехал шериф Монтеррея — специально, чтобы развеять там горсть земли с могилы Кончитты. Обратно он увез горсть красноярской земли — Кончитте.

Сюзи: Вот скопирую сюда некоторые факты. Это ответ на вопрос о подготовке к роли сегодняшнего исполнителя роли графа Резанова. Я очень хочу попасть на "Юнону" именно в составе Раков-Юганова. Сколько я видела Д.Певцова в этой роли на ютубе - мне не нравится, как он играет, и вокалом не дотягивает. И не граф он. Ответ от Виктора Ракова: "Начну издалека. В 1990-м году театр вывозил Юнону в Америку. У всех главных исполнителей, по требованию принимающей стороны, были дубли. При необходимости Резанова мог сыграть Наумкин Юра (по окончании гастролей не вернулся...) С 1991-го многие "примеряли" на себя главную роль (Певцов, Соколов, Лазарев...), но так никто и не ввёлся. В то время и я ходил и "подвывал" некоторые арии. Признаюсь - мне не хватало моего диапазона. Николай Петрович, узнав, что Паша Смеян репетирует с Певцовым (1991-1992 гг), год с ним не разговаривал. В общем, ко вводу я, в принципе, был готов. Мы несколько раз встречались с Рудницким и почистили огрехи."

Сюзи: Мариша, большое тебе спасибо за создание темы и историю... я даже прослезилась, когда прочла о могиле Резанова в Красноярске. Вообще конечно музыка шикарная, к нам скоро приезжает театр А.Рыбникова со спектаклем "Юнона и Авось"... но я не хочу идти, для меня Резанов - это Н.Караченцов, с его уходом со сцены, для меня этот спектакль закончился. Хотя, если будет возможность пойти в "Ленком" на Резанова-Ракова, непременно посмотрю, т.к. Раков - классный актёр

Elena: Мариша, спасибо за чудесный отзыв о "Юноне" и за исторические факты - очень тронуло душу. Юнона - это же "наше ВСЁ"! Именно с этого спектакля, и начался для меня когда-то Ленком. Хотя я впервые не увидела даже, а услышала легендарную рок-оперу на грампластинке фирмы "Мелодия" (купить ее было невозможно, одноклассница где-то "нарыла" и притащила ненадолго), и лишь где-то через год-два, в 88-м посмотрела телеверсию 1983 г. Надо сказать, что образ спектакля, навеянный записью "Мелодии", значительно отличался от того, что я увидела по ТВ. Так, в том исполнении (кажется, Трофимова и Рождественской) более романтично рисовались фигуры и графа Резанова, и юной, хрупкой, как цветок, Кончитты, девушки-девочки с огромными "вишневыми глазами", а Резанов Николая Петровича Караченцова хоть и романтичный, но притом весь такой земной, "из мяса и костей" - настоящий русский мужик, да и Кончитта-Шанина старше, довольно хулиганиста и резва, особенно в танце со своим "безбашенным" женихом Фернандо-Абдуловым. И эстетика спектакля Ленкома в целом, конечно, совсем другая, мне к ней пришлось какое-то время привыкать. Но привыкала опять же "на слух", потому что спектакль был записан на аудиокассету, о видео тогда даже не мечталось. Так и слушала несколько лет, гоняя туда-сюда, наверно, сотню раз, не меньше. Для мамы это была "вешалка", потому что "врубала" я это дело на полную катушку, и хотя динамик моего магнитофона был не очень мощный, звук разносился на всю квартиру. Потом, конечно, настали другие времена, и музыка пришла другая... Но вот в феврале прошлого года, начитавшись постов на форуме АЛа, в том числе и про "Юнону", захотелось "вспомнить все", накатила ностальгия, и поставила я купленный несколько месяцев назад ДВД-диск... И впервые за 20 с лишним лет уже не только слушала, но и смотрела. Смотрела с каким-то щемящим чувством. Вдруг поняла, что даже и через 20 лет помню все музыкальные аранжировки, стихи Вознесенского, голоса актеров, звуки... В памяти мгновенно всплыло ощущение весенней мартовской сырости (эту рок-оперу впервые услышала на пластинке как раз где-то весной), и вернулись все ощущения той поры, когда я "моложе и лучше, кажется, была"... Так что, "Юнона" и "Авось" для меня совершенно особенный, знаковый спектакль. С ним, по силе того воздействия, теперь могут сравниться, наверно, только "Королевские игры", которые привели меня в Ленком и открыли его уже "вживую"... Конечно, "Юнона" стала совсем другая, ведь в этом году ей исполнится 30 лет. Помню, на 25-летие спектакля ТВ показывало краткую версию - с Певцовым и Большовой, и, хотя увиденное не произвело на меня ТОГО впечатления, скорей, даже не понравилось, думаю, все-таки хорошо, что спектакль живет по сей день, радует новых зрителей, и я тоже хотела бы его увидеть.

Rhina: В свое время несколько раз пыталась попасть на этот спектакль (с Караченцевым), бесполезно. Был такой аншлаг, что билеты испарялись в неизвестном направлении.

Сюзи: Rhina пишет: В свое время несколько раз пыталась попасть на этот спектакль (с Караченцевым), бесполезно. Был такой аншлаг, что билеты испарялись в неизвестном направлении. Неудивительно, модный спектакль с талантливой раскруткой. А Николай Петрович в роли Резанова - это просто класс!

marisha: Попалась вот такая заметка о спектакле (блог Ленкома), писала некая ARA: Году в 90-91-м смотрела "Юнону и Авось" в очередной раз. Весной после американских гастролей. В сцене, где матросы лежат на планшете носками к зрителю, развлекалась тем, что "отбирала" понравившиеся выразительные носки и пятки. А в этой сцене темно, лиц актеров не видно. А потом смотрела - кто же мне понравился, кто лучше "пятками играл". Оказалось, что это были Лазарев, который только пришел в театр, и Раков. Прошло 20 лет. Они и тогда хорошо начинали, и сейчас они звезды. ЗВЕЗДЫ ЛЕНКОМА! И все это время их работы становились лучше год от года.

Сюзи: marisha пишет: В сцене, где матросы лежат на планшете носками к зрителю, развлекалась тем, что "отбирала" понравившиеся выразительные носки и пятки... Оказалось, что это были Лазарев, который только пришел в театр, и Раков. Да, талантов сразу по пяткам вычисляют. Мариша, спасибо, насмешила.



полная версия страницы