Форум » * Наши интересы: » Эх, дороги! » Ответить

Эх, дороги!

marisha: Эх, дороги!

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 5 All

marisha: В прошлые выходные я была в турпоездке и не могу удержаться, чтобы не поделиться своими впечатлениями об удивительном городе Казань. Итак, Казань - город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки. Один из крупнейших экономических, политических, научных, культурных и спортивных центров России. Население города составляет 1 196 738 чел. — зарегистрированное население (1.01.2010). Территория города Казани занимает площадь 613,3 км².

marisha: Казань - один из наиболее посещаемых туристами городов России, имеет зарегистрированный бренд «третья столица России» до 2017 года. Неофициально и полуофициально именуется «столицей» российского федерализма и «столицей» всех татар мира. В 2005 году было отпраздновано Тысячелетие (Миллениум) Казани. В 2013 году в Казани пройдёт XXVII Всемирная Летняя Универсиада, а в 2018 году Чемпионат мира по футболу. Мифическая птица Хариат - существует поверье: на крышу чьего дома она сядет - в том доме будет счастье.

marisha: О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Общепринятой является версия закипевшего котла: колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя города Казань — «казан» на древнебулгарском, как и на современном татарском, значит «котёл». Другие версии связывают имя города с ландшафтом, татарским словам «каен» (берёза) или «каз» (гусь), князем Хасаном и прочими вариантами.


marisha: Каза́нский кремль (тат. Казан кирмәне, Qazan kirməne) — историческое сердце Казани, сочетающее в своём облике православные и исламские, русские и татарские мотивы. Памятник Всемирного наследия с 2000 года. Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки. Представляет комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (12-13 вв.), второго (14-15 вв.) и третьего городищ (15-16) вв.; построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с севера, от реки Казанки, на юг к площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора. Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с 5-ью башнями выходит на Площадь Тысячелетия, вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города.

marisha: Исторически наиболее значимыми религиями в Казани являются ислам суннитского толка и православное христианство. Будучи официальной религией Волжской Булгарии и Казанского ханства, ислам связан с городом с момента его основания. После завоеваний Ивана Грозного главенствующей религией Казани становится православие, в 1555 году была учреждения Казанская епархия Русской Православной церкви. Важной вехой в истории является обретение в 1579 году Казанской иконы Божией матери — одной из самых чтимых икон в Русской Церкви.

marisha: Сохранившиеся исторические здания, в том числе многочисленные культовые сооружения (церкви, мечети и др.), являются достоянием и достопримечательностями города, главные из которых — Кремль, мечеть Кул Шариф, 16 век, восстановлена в конце 20 века, 4 минарета высотой 58 метров.

marisha: Мечеть изнутри. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч. Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий — короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани.

marisha: Ба́шня Сююмбике́ — дозорная башня в Казанском кремле. Возможное исконное татарское название башни — «Хан-джами» (рус. Ханская мечеть), потому что название «башня Сююмбике» (тат. «Сөембикә манарасы»), которое сегодня широко употребляется среди татар, не является её историческим названием, так как калькировано позже с русского прозвания этой дозорной башни. Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана. Она относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На сегодняшний день отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название. По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж. Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были. Продолжение следует...

Rhina: marisha Какая ты молодчина! Такой замечательный обзор. Я тоже была в Казани (в тур.поездке), только очень давно. Очень понравилось. Чем отличается Казань от других российских городов (кроме, конечно, исторических достопримечательностей) так это чистотой.

Сюзи: marisha пишет: мечеть Кул Шариф Впечатляет Мариша, большое спасибо за создание темы и экскурсию по Казани

Elena: Маришка, спасибо за виртуальное путешествие по Казани! Интересный рассказ и фоты, конечно замечательные! Такие яркие, "широкоформатные". Я хоть и видела их уже, но с удовольствием смотрю и смотрю опять. А кто снимал? Ну, и тема в целом замечательная, надеюсь, нам всем тоже будет что сюда добавить при случае. И - ждем обещанного продолжения...

marisha: Лена, снимали мои коллеги по работе, мы все вместе были в тур.группе. Тогда продолжу? Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ) - крупнейшее в Татарстане научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, имеющее общенациональное значение. Он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году и открыт 5 апреля 1895 года. В основу музея положена частная 40-тысячная коллекция Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90 гг.), известного в крае археолога, историка, коллекционера, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1890 г. В настоящее время фонды музея, насчитывающие свыше 800 тыс. единиц, исчерпывающе и системно охватывают краеведческую тематику, представляют значительную ценность для изучения и показа природы республики, истории народов Поволжья и Приуралья, России и мира. Среди наиболее ценных коллекций - булгарская коллекция А.Ф. Лихачева, коллекция раскопок Ананьинских могильников, египетская и античная коллекции, коллекции золотых монет, древних свитков XVII в., рукописных книг XV - XX вв., мемориальных вещей деятелей татарской литературы, декоративно-прикладного искусства казанских татар, мемориальная коллекция Г.Р.Державина, коллекция памятников исторической таксидермии. С 1981 по 2005 год НМ РТ являлся головным в музейном объединении, куда входило более 80 музеев республики. В связи с реформированием, в настоящее время Национальный музей РТ имеет 12 филиалов в Казани, а также по одному филиалу в Верхнеуслонском и Камско-Устьинском районах республики. Надо отметить, что в залах музея было еще несколько фигур, работающих женщин, и у всех у них весьма хмурые лица - "от работы" - резонно решили мы.

marisha: А вот в этой карете по самой Казани ездила наша императрица Екатерина II, которая. к слову, очень любила посещать город, даже покровительствовала ему. Сохранились сведения о том, что кто-то из казанских богачей пожаловался на то, что строят храмы в городе слишком высокими, в самые небеса, кажется, это касалось и мечетей, и церквей. Императрица ответила: я на Земле заведую, Небом - только Бог!

marisha: Да, о высоте Соборов, меня поразил своей высотой и необыкновенной лепниной стен Петропавловский собор Казани. Петропавловский собор — самая высокая церковь Казани (52 метра) и возможно всего Поволжья. В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный. (Опять наш любимый Петр ) Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта. Поверьте, это очень красивый храмовый комплекс, там, действительно, высоко, виден город с высшей точки верхнего храма, а лестница вниз такая крутая, что почти вертикальна. История: Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в собственность убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши. 4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм (о чем имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года. Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774-м был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах, чудом уцелел 25-метровый иконостас главного храма, хотя и с большими утратами. После пожара 1815 г. собор был восстановлен усердием старосты — казанского купца Савелия Степановича Зайцева. После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства следующего старосты — купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и благоукрашали храм в течение всего 19 столетия. В 1824-25 годах иконы на железных листах, украшавшие собор снаружи были возобновлены известным казанским художником «титулярным советником, Василием Степановым, сыном Туриным». Василий Степанович также поновил некоторые иконы в иконостасе и трапезной части храма. Дом причта. С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шел прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешел к наследникам Михляева — Дрябловым.

marisha: Далее последует рассказ о Раифском монастыре... Троицкий собор монастыря

marisha: Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов). Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным. Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким. До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль. С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году. Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришел в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма - Троицкого.

marisha: В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе. В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».

marisha: Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу. Раифское озеро

marisha: В 1835—1842 гг. — возведение Грузинского собора в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский). Этот собор примечателен не только тем, что здесь находится список (копия) Иконы Грузинской Богоматери, целебной, кстати, нам сказал монах, что даже само присутствие возле иконы уже целебно. Однако у собора есть еще и одна особенность - необыкновенная акустика, когда-то при постройке храма в стенах были сделаны ниши, а в них - установлены кувшины, для улучшения распространения звука... Эффект был потрясающим! Просто невероятным, звук лился просто до Небес! Но при реставрации современные строители не учли этой особенности, по всей видимости, просто не знали, и заделали ниши... волшебство исчезло. И сначала не поняли - почему? А когда догадались, то исправили ошибку, правда, часть ниш все же не нашли, но... Собор все равно звучит! Я убедилась! Пели 4 монаха, а я думала, что именно так поют, наверное, ангелы...

marisha: Петербургская улица - пешеходная, напомнила мне Арбат. Торговый центр "Кольцо"

marisha: Храм всех религий Современный храм, построен частным лицом. Этому предпринимателю было видение, что он должен построить Храм всех религий. Но он ясно понимал, что не может взяться за дело - таких средств у него точно нет. Однако сон повторялся и повторялся, тогда человек все же решился взяться за дело... Средства стали приходить отовсюду и, подчас, совсем неожиданно...

marisha: Зилант — в татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона (аждахи) или змея. Зилант изображён на гербе и флаге города Казань. Изначально изображение Зиланта было отличительным знаком печати казанского хана. После завоевания Казани Иван Грозный перенёс его на государственную печать. В 1730 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии. Он был описан в указе как «черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые; язык червленый». Вместе с гербом Казанской губернии Зилант попал на герб Российской Империи. Его изображение было включено в гербы всех городов губернии. После добавления Зиланта на печати Ивана Грозного его образ появился в оформлении тронов и парадных сервизов. Также изображение Зиланта часто встречается как декоративные элементы оформления парадных решёток и зданий по всей Казани. Наиболее заметным является фонтан «Казан», созданный в 2005 году. Фонтан "Казань" Элемент фонтана с изображением Зиланта

marisha: И еще одна легенда мне понравилась:на пересечении улицы Баумана с улицей Мусы Джалиля разлегся казанский кот. Нет, не подумайте, это не дворовый, слегка блохастый, но очень добрый кот, которых большое множество обитает на улицах! Речь идет о памятнике, который изображает ленивого, мохнатого кота, разлегшегося на мягком пуфике. Автором кота стал Игорь Башмаков, талантливый художник по металлу. У кота есть своя увлекательная история, уходящая корнями далеко в прошлое. Когда-то, по приказу Екатерины II, 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург в царские покои. Произошло это после визита Екатерины в Казань, когда она заметила отсутствие мышей в городе. Таким образом, коты помогли извести грызунов. В память о событиях тех дней и были открыты 2 кота-памятника. Один из них, как уже было сказано ранее, теперь находится на улице Баумана, а второй был открыт за несколько месяцев до этого на берегу озера в Раифском монастыре. Нынешние же потомки тех самых увезенных когда-то из Казани котов сейчас живут в Государственном Эрмитаже. В благодарность за боевую отвагу, каждое 1 апреля сотрудники музея устраивают для них праздник живота – балуют всякими кошачьими вкусностями в огромном количестве. Потомки казанских котов это ценят, и не дают покой мышам, как и в старые добрые времена.

Elena: Мариша, спасибо за увлекательное продолжение рассказа о Казани, да еще снова в картинках! Скажи, а это всё на экскурсиях поведали или ты использовала и другие источники? В истории возрождения Раифского монастыря больше всего впечатляет вот это: marisha пишет: И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. Нетипично, увы, для нашего времени. И еще понравилось про молчаливых лягушек, и впрямь - чудо! А про храм всех религий я слышала как-то по ТВ. Правда, мне почему-то запомнилось, что подобный храм строится где-то в российской глубинке, но, наверно, речь шла как раз об этом. Улыбнула легенда про кошек. Выходит, в покоях императрицы усатые-полосатые были экзотикой? marisha пишет: ..снимали мои коллеги по работе... Передай коллегам большой респект за великолепные фотографии!

marisha: Elena пишет: Скажи, а это всё на экскурсиях поведали или ты использовала и другие источники? И то, и другое. Конечно, я не запомнила всех дат и имен, пришлось искать и уточнять. Легенды, в основном, в моей памяти задержались все, люблю это дело слушать. Elena пишет: Нетипично, увы, для нашего времени. Меня удивляло это саму, причем такое содружество во многом, более того, оказывается, существовало еще в 19 веке, видать, передается на генном уровне самим жителям. Дюма-старший, посетив Казань, писал о том, что нигде в мире не встречал такого мирного сосуществования таких разных религий. Elena пишет: Улыбнула легенда про кошек. Выходит, в покоях императрицы усатые-полосатые были экзотикой Выходит, что так. Скорее всего, тогда было, может быть, не принято держать их в покоях? Если вспомнить книги и картины, в покоях носились собаки.

Rhina: marisha У тебя открывается талант экскурсовода. Я многое не помню (отчетливо помню экскурсию по Кремлю и Казанскому университету), сейчас есть возможность восстановить в памяти. Какая красотища! Особенно Раифское озеро с кувшинками. Захотелось посидеть там на бережку...

Сюзи: Rhina пишет: У тебя открывается талант экскурсовода. Этот талант по-моему уже давно открылся Мариша, спасибо большое - ооочень интересно

marisha: Уезжаю в отпуск в Беларусь!

Сюзи: marisha пишет: Уезжаю в отпуск в Беларусь! А я думала, ты уже приехала Счастливого пути и новых впечатлений

Rhina: marisha пишет: Уезжаю в отпуск Хорошей погоды и замечательного отдыха. Жаль, разминулись. А я только сегодня вернулась из отпуска (была в сибирской деревне). Время прошло слишком быстро.

Сюзи: Rhina пишет: А я только сегодня вернулась из отпуска (была в сибирской деревне). Расскажите о путешествии?

Rhina: Сюзи пишет: Расскажите о путешествии? Ой Сюзи! Это даже не путешествие. Это моя малая родина - отчий дом. Поэтому душа всегда стремится туда. Мне кажется, что я это место узнаю с завязанными глазами - по запаху. Село называется Заречное (то бишь за речкой).

Сюзи: А г. Заречный и с. Заречное, это разные населенные пункты?

Laetitia: Какой чудесный вид!!

marisha: Итак, я, как и обещала, расскажу о своем путешествии, части отпуска, той, где я была в красивом белорусском городе Витебск Витебск (название от реки Витьбы), город в Белоруссии, расположен на северо-востоке, на берегах реки Западная Двина при впадении в нее рек Витьба и Лучеса. В Витебской летописи сообщается: «В лето 974 года Ольга, разбив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину, заночевала с войском и, облюбовавши гору, заложила деревянный замок, назвала от реки Витьбы Витебском». Запись в летописи или дата события ошибочны: киевская княгиня Ольга умерла в 969 году. Историки Б.А. Рыбаков и Л.В. Алексеев считают, что дату следует читать не 974, а 947 год, так как именно в этом году, согласно «Повести временных лет», кн. Ольга ставила погосты (места сбора дани) по реке Мсте и по Луге (в Новгородской земле). По мнению Алексеева, по пути в Новгород она с этой же целью могла оказаться на Западной Двине в том месте, где сейчас находится Витебск. Археологические исследования подтверждают существование города на реке Витьба в конце 10 века. В результате археологических раскопок установлено, что детинец древнего Витебска размещался на левом берегу Витьбы при впадении ее в Западную Двину. В восточной части детинца на бывшей Замковой горе (называлась Ломиха, срыта в конце 19 веке) обнаружено городище днепро-двинской культуры (8 век до н.э. – 4-5 век н.э.) и культуры типа верхнего слоя Банцеровщины (6-8 века). В 12-13 веке детинец занимал площадь 4 га, с 14 века он стал называться Верхним замком. К нему с южной и восточной сторон примыкал окольный город – Нижний замок (площадь около 6 га). Здесь также обнаружено поселение культуры типа верхнего слоя Банцеровщины и поселение кривичей (9-10 ека; в восточной части). Развивался посад и на правом берегу Витьбы на Взгорье (Успенская, Лысая гора), где позже сформировался Взгорский замок. На территории замков найдены орудия труда, в том числе литейные формы и тигли, предметы бытового назначения, изготовленные из дерева, кости, железа, кожаная обувь, глиняная посуда, изразцы, украшения из цветных металлов и стекла, костяная шахматная фигурка, арабские дирхемы, византийские и римские монеты 8-9 века, найдена первая на территории Белоруссии берестяная грамота 13-14 века. Ее текст (в переводе на современный язык): «От Степана к Нежилу. Если ты продал одежду, то купи мне жита на 6 гривен. А если что-либо не продал, то пошли мне в наличности. Если же продал, то сделай милость, купи мне жита». Грамота хранится в Витебском областном краеведческом музее. В XI веке был в составе Полоцкого княжества, в XII веке выделилось самостоятельное Витебское княжество. Находясь на пути “из варяг в греки”, Витебск вел крупную торговлю с Ригой и немецкими городами. В первой XIV века вошел в состав Великого княжества Литовского. В XVI веке оккупирован Польшей. Возвращен в состав России в 1772 году.

marisha: В соответствии с «Жалованной грамотой городам Российской империи» 1785 года городом управляла городская дума. Магистрат сохранялся как судебный орган. Большое значение для роста и развития города имело включение его в систему общероссийского рынка. В 1777 году открыто первое промышленное предприятие — кожевенное, позже кафельное, канатное, известковое. Налаживалась торговля. Только в Петербург и Киев в 1804 году из Витебска отправлено 355 судов и 2 плота грузов. Центр города застраивается 2- и 3-этажными домами. Витебск стал вторым (после Могилёва) городом Белоруссии. Более чем в 3 раза выросло его население: в 1772 году — 3083, в 1785 году — 10501 житель. В 1789 году в городе открыто несколько четырёх- и двухклассных училищ, в 1794 году - четырёхклассное реальное училище, преобразованное в 1808 году в мужскую гимназию (одну из первых в Белоруссии), в начале 19 века открыто женское училище, первое в Белоруссии светское женское учебное заведение.

marisha: Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон решил навязать генеральное сражение отступающим русским армиям около Витебска, разбить на марше 1-ю Западную армию (ген. М.Б.Барклай де Толли), затем и шедшую на соединение с ней 2-ю Западную армию (ген. П.И.Багратиона). Но осуществить этот замысел, так называемый «маневр на Витебск», Наполеону не удалось. Барклай де Толли занял Витебск и направил к деревне Островно (26 км западнее Витебска) навстречу наполеоновским войскам 4-й пехотный корпус под командованием ген. А.И. Остерман-Толстого. 13(25) июля под Островно целый день шло ожесточенное сражение между русским Корпусом и превосходящими силами французских войск под командованием И.Н. Мюрата; 14(26) июля сражение продолжалось возле д.Куковячино (в 6 км от Островно), где в бой с противником (до 60тыс.) вступили 3-я пехотная дивизия ген. П.П. Коновницына и 1-й кавалерийский корпус ген. Ф.П. Уварова. Ген. Коновницын писал: «Я целый день держал самого Наполеона, который хотел обедать в Витебске, но не попал и на ночь…». Задача задержать противника была выполнена, основные силы 1-й армии ушли из Витебска. Утром 16(28) июля Наполеон вступил в Витебск, но нашел город эвакуированным, он пробыл там до 1 августа. Сопротивление французским оккупантам и партизанское движение на Витебщине приобрело такой размах, что накануне Бородинской битвы Наполеон был вынужден направить 10 тыс. солдат в помощь 12-тысячному гарнизону в Витебске. В Бородинском сражении отличился витебский пехотный полк, защищая т.н. багратионовы флеши. Ожесточенные бои на территории Витебщины развернулись в октябре 1812 года. В ходе ее освобождения русскими войсками под командованием ген. П.Х. Витгенштейна Витебск был освобожден 26 октября отрядом русских войск под командованием ген. Гарпе. Войскам активно помогали жители.

marisha: Со второй половины 19 века социально-экономическая жизнь города характеризуется развитием капиталистических отношений. В 1866 году через Витебск проложена Риго-Орловская железная дорога, позже железнодорожные линии связали город с Москвой, Петербургом, Киевом, Брестом. В 1877 году основаны чугунолитейные мастерские, в 1883 году – табачно-махорочная, в 1892 году – очковая, в 1898 году – бумажно-картонная фабрики; развивались щетинное, стекольное, воскобойное, кожевенное, по производству корабельных канатов производства. В 1897 году на 102 фабрично-заводских предприятиях было занято около 1,5 тыс. рабочих. На 1715 год мелких кустарных предприятиях работало 5 тыс. ремесленников. Бельгийское акционерное общество построило в городе в 1898 году электростанцию и трамвайную линию (первую в Белоруссии) на электрической тяге; в центре города водопровод. К крупнейшим акционерным предприятиям принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина» (в 1900 – 400 рабочих) русско-бельгийского акционерного общества с капиталом 2 млн. франков, пивоваренный завод акционерного общества «Левенбрей». Открыли свои отделения Рижский коммерческий, Русско-Азиатский и Соединенный общероссийские банки. Согласно переписи 1897 год в Витебске 65871 жителей, около 2.8 тысяч домов, 31 учебное заведение, 3 типографии, 2 больницы на 145 коек. В 1862 году открыт Витебский центральный архив древних актов, в 1893-1919 годах действовал церковно-археологический музей Витебской учёной архивной комиссии, в 1906 году в губернской типографии издавалось 6 газет и журналов.

marisha: В 1913 году в Витебске 109 тыс. жителей. Город стал одним из крупнейших промышленных центров: действовало 45 фабрик и заводов. С началом 1-й мировой войны Витебская губерния объявлена на военном положении, с осени 1915 года Витебск стал прифронтовым городом, куда переместился штаб Двинского военного округа, военные учреждения, госпитали, гарнизон города в 1916 году насчитывал 40 тыс. военнослужащих. Предприятия переводились на выпуск военной продукции, создавались новые мастерские и предприятия для обслуживания нужд фронта. В феврале 1918 года войска казеровской Германии, нарушив условия перемирия, перешли в наступление и захватили большую часть Витебщины по линии Полоцк-Сенно-Орша. На оккупированной территории была ликвидирована Советская власть, все революционные завоевания. Не занятые врагом Витебский, Городокский, части Оршанского, Лепельского, Полоцкого и Сенненского уездов в апреле 1918 года вошли в состав Западной области. Активно стали на защиту Октября трудящиеся Витебска, в 1918 году они организовали красногвардейские полки, в которых было около 5 тыс. бойцов, была сформирована Первая Витебская пехотная дивизия. В сентябре-декабре 1918 года территория области освобождена от оккупантов и после образования в 1919 году Белорусской ССР вошла в ее состав.

marisha: 1941 год. В городе успешно проведена мобилизация в Красную Армию, произведена эвакуация на восток населения и оборудования заводов станкостроительных им. Кирова, им. Коминтерна, игольного, кожевенного, фабрик очковой, льнопрядильной, чулочно-трикотажной и швейной, сформировано народное ополчение, дружины ПВО, создавались оборонительные рубежи. В этот же год немецко-фашистские войска оккупировали Витебск. Немцы создали в городе 5 лагерей смерти, за первые 3 месяца они убили более 20 тыс. человек, за весь период оккупации в городе и окрестностях 76 тыс. военнопленных и около 62 тыс. мирных граждан; на территории Витебской области – около 560 тыс. человек, на Витебщине погиб каждый третий житель. В городе с июля действовало подполье, которое к весне 1942 года насчитывало 20 подпольных групп; всего за время оккупации действовало 66 подпольных групп, более 1,5 тыс. активных членов. Освобождение Витебской области советскими войсками началось в 1943 году. В начале 1944 года в городе оставалось 15 тыс. жителей. В феврале гитлеровцы насильственно угнали население из Витебска, 12 тыс. его жителей заключили в рабочие лагеря, город обезлюдел. Немецко-фашистские войска превратили Витебск в мощный укрепленный район, узел обороны, командование вермахта объявило Витебск крепостью. В результате Витебско-Оршанской операции город освобожден в июле 1944 года войсками 43-й армии и 1-го Прибалтийского фронта, 39-армии, 3-го Белорусского фронта. В витебском «котле» было разгромлено 5 дивизий противника. 62 части и соединения получили почетное наименование «Витебских». Город был полностью разрушен, жилой фонд составлял 7 % довоенного.

marisha: Постепенно в Витебск возвращались его жители из партизанских отрядов, эвакуированные, угнанные войсками противника, прибывали из других районов страны. В первую очередь были восстановлены железнодорожные пути, 3 июля 1944 года через станцию Витебск прошли воинские эшелоны на фронт. 27 августа состоялся первый воскресник по расчистке территории города, начались восстановительные работы, возобновили свою деятельность гор- и райисполкомы, горком и райкомы партии. Возвратились в Витебск и начали работу коллективы драмтеатра, 3 институтов, 22 предприятия и учреждения, начались занятия в 9 школах. Первыми были восстановлены станкостроительные заводы, в 1945 году коллектив завода им. Кирова выпустил первые 200 станков. На август 1946 года восстановлено 177 тыс.м.кв. жилого фонда, в городе 60 тыс. жителей. В 1947 году возобновлено трамвайное движение. В 1949/50 годах работало уже 18 школ, в них 10 тыс. учащихся.

marisha: И вот он - современный город. Ратуша — визитная карточка города, существующее здание построено в 1775 году в стиле барокко с элементами классицизма.

marisha: Свято-Покровский кафедральный собор. Находится на пересечении улиц Ленина и Шубина. Построен в 1814 году в стиле классицизма как костёл тринитарского монастыря на месте деревянного костёла (заложен в 1758 году). После закрытия монастыря в 1847 году и передачи его в православное ведомство перестроен под православную церковь (1858—1862), освящённую как Покровская.

marisha: Церковь Воскресения Христова Построена в 2009 году по образцу церкви 18 века, стоявшей на этом месте и уничтоженной в 1936 году.

marisha: Свято-Успенский кафедральный собор Собор формирует вертикаль и самую высокую точку центра города. 1777 год, перестроен в 1799 году, снесен в 1936 году, восстановлен, стиль представляет собой переход от барокко к классицизму.

Laetitia: О, какая красота!! Чудесная архитектура, какие храмы! Спасибо Marisha! Как будто сама совершила путешествие! Видно, что город чистый уютный, со старинными малоэтажными зданиями. в таком городе чувствуешь себя наверное очень комфортно. Не люблю мегаполисы - угнетают, навязывают свой ритм. Раньше, говорят, даже дом строили для конкретного человека, чтобы уютно жилось - в соответствии с пропорциями человека, его ростом, даже длину шага учитывали, планируя комнаты!

marisha: Вид на город со смотровой площадки Собора Здесь же Крест, к сожалению, не вспомню, в честь какого события установленный.

marisha: Laetitia , на самом деле в Витебске много зданий современного типа, целые кварталы, урбанизация коснулась и этот город, просто они меня не интересовали, я снимала иное

marisha:

marisha:

marisha: Пушкинский мост

marisha: Летний амфитеатр Главная концертная площадка фестиваля "Славянский базар". Построен в 1987 году, реконструирован в 1999-2007 годах. Слева от амфитеатра установлен памятник Уличному музыканту - артисту России Николаю Челнокову.

marisha: Далее, если пройти еще несколько десятков метров позади самого амфитеатра расположена Аллея Лауреатов Фестиваля. Есть здесь и наша Прима - Алла Борисовна

marisha: А вот и Дом Кино, сюда приезжают именитые гости во время Фестивальных дней.

Алиса: Эх, красота! Сразу просыпается дух странствий и начинает мечтаться..... Здесь я еще не была....

Laetitia: Как все-таки архитектура верно отражает эпоху! Как соразмерен и величав классицизм, причудлив и мил барокко ( даже в обводах окон и башенках присутствует какая-то нежность!), и эти современные супер-, мега- и проч.маркеты.. Несмотря на вроде бы соблюденные пропорции и ухоженность облика - что-то по-американски хвастливо-холодное, бездушное и агрессивное. Еще раз спасибо за прекрасные фото! Просто праздник для глаз !

Rhina: marisha Спасибо! Спасибо! Спасибо! Чудесное путешествие. Интересно то, что у меня подруга живет в Витебске и я от нее не могла дождаться фото. А тут ты даже о истории Витебска написала. Здорово! Город на самом деле уютный. Тоже хотелось бы попасть туда однажды, тем более, что есть где остановиться. А ты сама там бродила или с экскурсоводом? Фото получились очень художественные и главное, без толп народа. Как это у тебя получилось? Или рано утром!

marisha: Светочка, очень приятно, что тебе понравилось . Рада была доставить удовольствие, я знала, что ты оценишь по достоинству рассказ о поездке. Rhina пишет: А ты сама там бродила или с экскурсоводом? Сама гуляла и наслаждалась, читала вывески, фотографировала, а потом искала на необъятных просторах инета подробности. Мне и самой было очень интересно читать о таком замечательном городе, как Витебск. Где-то на уровне интуиции догадывалась, что у него должна быть богатейшая история, так и вышло. Rhina пишет: главное, без толп народа. Как это у тебя получилось? Или рано утром! Нет, не рано утром, самый разгар дня, правда, буднего, да, толпа там есть, туристов предостаточно, просто я старалась ловить моменты... Но вот здесь, например, люди попали в кадр, хотя меня интересовала лошадка...

marisha: А вот здесь явно видно, что я - любительница всякого рода памятников и фонтанов

marisha: Да, вспомнила еще один любопытный факт, теперь уже касающийся конкретно местности где я жила, то есть поселка городского типа - Сенно, Витебская область. Оказывается, буквально за забором нашего участка когда-то очень давно были захоронения - Польское кладбище. Мой брат даже при обработке земли с той стороны находил череп и несколько костей, к сожалению, никто мне из местных не сказал датирования захоронений, может быть мне повезет найти эту информацию в интернете? Однако не так давно при перестройке здания сельхозтехники, как раз там, где было кладбище когда-то был найден еще и крест. Вот он: Увы, я не смогла перевести гравировку, только пара слов знакома, но все равно - это сама история! А вот на этом снимке, в центре наш дом, а как раз справа, там, где синий забор, и было то самое Польское кладбище.

Rhina: marisha Спасибо! Очень интересно. Слышала по ТВ, что белорусские города типа Брест и Витебск напоминают наши города социалистического периода (СССР). Это как покататься на машине времени.

Elena: Мариша, ну вот и я, наконец-то, прочла твои "путЁвые заметки" о славном граде Витебске! Прости, что так долго собиралась , но так как тексты объёмные, хотелось вникнуть "с чувством, с толком, с расстановкой, а не пробегаться по верхам. Поэтому надо было, чтоб совпало и время, и настрой - вот оно - свершилось! Очень интересно! В тебе все-таки "дремлет" талант экскурсовода и периодически просыпается. Молодец, что "нарыла" столько об истории города с древних до советских времен (и даже рядом с домом обнаружила "клад"! )... Хоть и принято ругать теперь это самое советское время (как тогда - царское): да, много было темных страниц, храмы, увы, разрушали, но все-таки я вновь преклоняюсь перед тем, как самоотверженно защищали люди свою землю, как быстро восстанавливали город после Великой Отечественной Войны - в тяжелейшие-то годы! И не только самое насущное - жилье, дороги, заводы, административные и образовательные учреждения, а не забывали и о культуре! Храмы красивейшие! И как здорово, что вновь возвели те, что были разрушены в 30-е годы... Вообще, архитектура замечательная, виды, даже современные, "агрессивные", как сказала Летиция, постройки, на мой взгляд, гармонично сочетаются с милой сердцу стариной. Во всяком случае, такое впечатление складывается по твоим фото - они просто шикарные: чувствуется воздух, пространство, видно, что город очень уютный, ухоженный, как игрушка, даже захотелось в нем побывать!. Кое-что я уже имела удовольствие видеть вКонтакте, но сейчас опять восхитилась, фотограф в тебе тоже присутствует - это факт!!! marisha пишет: ...на пересечении улиц Ленина и Шубина... Тебе на этом пересечении ни о чем не вспомнилось?...

marisha: Леночка, очень приятно, что ты оценила мои труды - компоновку материала и снимки . Очень надеюсь, что было интересно читать Я не напрасно так хотела посетить этот город, просто рвалась туда, волновалась о погоде и вообще об удачном сложении всех обстоятельств. Действительно, у города богатейшая история, много достижений и трагизма, но важно то, что он выстоял и сейчас такой красавец, что дух захватывает Панорамные виды просто на картину просятся. Советую всем, у кого появится возможность, обязательно посетить Витебск, да и саму Беларусь. Спасибо за фотографа, я самый настоящий юзер-чайник, но очень люблю делать снимки, причем картинку сначала вижу в голове, потом щелкаю. Elena пишет: Тебе на этом пересечении ни о чем не вспомнилось?... Ох, вспомнилось, еще как! А герой тех моих воспоминаний, между прочим, был очень веселым и остроумным и, главное, чертовски обаятельным. Надо почаще вспоминать все те моменты в жизни, которые доставляют удовольствие.

marisha: В сети мне попалась картина, где художник изобразил Рыхальское озеро, именно то озеро, где я купалась, там очень красивые места, там деревня моей бабушки Знаете, какое-то щемящее чувство и не потому, что это Родина твоих предков, а потому, скорее всего, что природа нашей страны, что-то духовное...

Сюзи: Красота какая!

Rhina: Сюзи пишет: Красота какая! Не то слово!!! Можно только позавидовать, что у marisha там деревня моей бабушки

Сюзи: Rhina пишет: Можно только позавидовать, что у marisha Нет, мы завидовать не будем, у нас круче места есть



полная версия страницы